Турбированные двигатели. Правила эксплуатации

Турбированные двигатели. Правила эксплуатации

Турбинами оснащаются и дизельные, и бензиновые двигателя. Что такое турбированный двигатель? Каковы основные правила его эксплуатации? Что должен знать водитель, купивший автомобиль с турбированным мотором?

Некоторые автопроизводители устанавливают турбины низкого давления – ее основной задачей является генерация турбулентных потоков воздуха, благодаря которым осуществляется более качественное смешивание бензина с топливом. Но значительно эффективнее турбины высокого давления. У двигателей, оснащенных такой турбиной, мощность примерно в 1,5 раза выше, чем у аналогичного атмосферного мотора. Но и конструкция ее более сложна. Чтобы излишнее давление не повредило двигатель на высоких оборотах, инженеры предусмотрели специальный клапан, который устраняет это давление.

В процессе развития турбин, практически все недостатки турбированных моторов были исключены. Некоторые за счет двух турбин для высоких и низких оборотов, а некоторые за счет использования турбин с переменной производительностью. Последние имеют возможность изменять наклон компрессионных лопастей. В результате при небольших размерах самих агрегатов удалось разработать двигателя высокой литровой мощности.

Общая информация о турбированных двигателях.

О работе турбины

Выхлопные газы воздействуют на лопасти агрегата, принуждая их вращаться с огромной скоростью (более 100 тыс. об/мин.). Сама ось, которая приводится в движение ведущей крыльчаткой, крепится к корпусу турбины посредством подшипников скольжения. В качестве смазки подшипников применяется моторное масло. Это масло подается под давлением. При выключении двигателя давление масла моментально падает, а крыльчатки (ведущая и нагнетающая), по инерции еще некоторое время продолжают вращаться. При этом смазки лишаются подшипники вала, на которые насажены те самые крыльчатки. В результате перегрузок турбина начинает «есть» масло. Смазка просачивается через увеличенный зазор во впускной коллектор и сгорает в цилиндрах.

Чтобы продлить работоспособности турбины часто используют турбо-таймер. Благодаря этому устройству мотор еще работает некоторое время после выключения зажигания. Этого времени должно быть достаточно для остывания деталей турбонаддува.

Турбо-таймер может использоваться либо отдельно, либо совместно с автомобильной сигнализацией. Недостаток: в случае перегрева турбины - таймер может отключить ее в самый ненужный момент. Поэтому кроме скорости также приходится контролировать работу турбины.

Возможные поломки турбины

Поломки, связанные с попаданием посторонних частиц

Повреждения, которые появились в результате проникновения посторонних предметов через компрессор или корпус турбины, хорошо заметны на крыльчатке компрессора и крыльчатке турбины.

Использовать компрессор, крыльчатки которого повреждены, категорически запрещено, так как подобные повреждения приводят к дисбалансу ротора, а это может повлечь за собой разрушения турбокомпрессора и в дальнейшем к весьма серьезной поломке мотора.

Недостаточная подача масла

Причинами недостатка подачи масла могут быть следующие факторы:

  • неквалифицированный монтаж турбокомпрессора;
  • засорена либо повреждена трубка, подающая масло;
  • длительный простой мотора;
  • недостаточный уровень масла в картере, либо его полное отсутствие;
  • низкое давление масла по причине неисправностей в системе смазки;
  • при смене масла новый масляной фильтр не заполнился маслом (чтобы создать давление, необходимо «прокрутить» мотор);
  • старт двигателя при не полностью заполненных масляных каналах;
  • герметик может попасть в маслоподающие каналы, и тем самым способствует ограничению или блокировке подачи масла.
Наиболее частые причины поломки турбированных моторов..jpg

Возможные поломки из-за загрязненного масла

Как правило, это глубокие царапины на валу и подшипниках. Чтобы исключить такие повреждения, необходимо применять только высококачественные масла и фильтры, рекомендованные производителем.

Стоит отметить, что масло и фильтры нужно менять не только при прохождении регламентных техосмотров, но и при смене турбокомпрессора.

Возникновение повреждений может происходить по следующим причинам:

  • грязь, попавшая в процессе проведения сервисных работ;
  • используется забитый, поврежденный либо низкокачественный масляный фильтр;
  • износ двигателя;
  • используется масло с пониженными смазочными характеристиками;
  • вышел из строя перепускной клапан фильтра.

Карбоновый налет

Налет образовывается по двум причинам: выключение двигателя сразу после остановки транспортного средства либо повышенная температура выхлопа.

Чтобы исключить образование налета, желательно, чтобы мотор еще поработал на холостых оборотах примерно 2–3 минуты перед выключением. Это позволит системе подшипников турбокомпрессора остыть до оптимальной температуры.

Жар, который исходит от турбины, попадает в корпус подшипника, вследствие чего происходит карбонизация масла, в системе подшипников образуются отложения. Как правило, больше всего уязвим подшипник (ближний к турбине) и вал (в районе маслоупорного кольца).

Основные причины карбонизации масла:

  • низкое качество масла;
  • выключение двигателя после остановки;
  • проблемы с топливной системой;
  • утечки выхлопа и воздуха;
  • нерегулярная замена масла.

О техническом обслуживании

Турбина является достаточно дорогим агрегатом, поэтому неправильное использование может дорого обойтись владельцу авто.

Требования, выдвигаемые к маслу, для таких двигателей, разумеется, более жесткие, соответственно, это тоже сказывается на его стоимости. Но периодичность ТО у авто с турбиной обычно меньше, нежели у атмосферников.

Важно правильно подбирать масло под конкретный тип двигателя – это позволит увеличить его моторесурс в два раза. Фильтры (масляной и воздушный) должны проверяться согласно рекомендациям производителя, а при условии эксплуатации автомобиля на пыльных дорогах еще чаще.

правильная эксплуатация продлит жизнь вашему автомобилю.

Подведем итоги:

  1. При запуске двигателя нужно подождать примерно одну минуту, чтобы он поработал в таком режиме. Рабочее давление создается всего за несколько секунд, но этого достаточно лишь для того, чтобы разогнать движущиеся части турбины. В эту минуту рекомендуется не газовать, иначе вы заставите турбину вращаться на высоких оборотах при ограниченной смазке, а это приведет к скорой поломке турбокомпрессора.
  2. Сразу после запуска мотора рекомендуется ехать на малых оборотах и не перегазовывать.
  3. После интенсивной езды необходимо дать остыть мотору примерно 3–5 минут, и после этого его можно глушить. Турбокомпрессор работает на высоких оборотах (100–250 тыс.) и в условиях высокой температуры. Если сразу выключить зажигание, переходный процесс и перепад температур в турбине будет слишком резким, а это сокращает эксплуатационный срок турбокомпрессора.
  4. Не рекомендуется слишком долго (более 30 мин.) оставлять двигатель работающим в холостом режиме.
  5. Необходимо следить за качеством масла и фильтров, а также проводить замену в соответствии с регламентом.
  6. Периодически проверять уровень масла и восполнять его при необходимости.

Цель нашего техцентра - создать альтернативу официальным дилерам и предложить требовательным клиентам неизменно высокое качество ремонтных работ.