Турбинами оснащаются и дизельные, и бензиновые двигателя. Что такое турбированный двигатель? Каковы основные правила его эксплуатации? Что должен знать водитель, купивший автомобиль с турбированным мотором?
Некоторые автопроизводители устанавливают турбины низкого давления – ее основной задачей является генерация турбулентных потоков воздуха, благодаря которым осуществляется более качественное смешивание бензина с топливом. Но значительно эффективнее турбины высокого давления. У двигателей, оснащенных такой турбиной, мощность примерно в 1,5 раза выше, чем у аналогичного атмосферного мотора. Но и конструкция ее более сложна. Чтобы излишнее давление не повредило двигатель на высоких оборотах, инженеры предусмотрели специальный клапан, который устраняет это давление.
В процессе развития турбин, практически все недостатки турбированных моторов были исключены. Некоторые за счет двух турбин для высоких и низких оборотов, а некоторые за счет использования турбин с переменной производительностью. Последние имеют возможность изменять наклон компрессионных лопастей. В результате при небольших размерах самих агрегатов удалось разработать двигателя высокой литровой мощности.
О работе турбины
Выхлопные газы воздействуют на лопасти агрегата, принуждая их вращаться с огромной скоростью (более 100 тыс. об/мин.). Сама ось, которая приводится в движение ведущей крыльчаткой, крепится к корпусу турбины посредством подшипников скольжения. В качестве смазки подшипников применяется моторное масло. Это масло подается под давлением. При выключении двигателя давление масла моментально падает, а крыльчатки (ведущая и нагнетающая), по инерции еще некоторое время продолжают вращаться. При этом смазки лишаются подшипники вала, на которые насажены те самые крыльчатки. В результате перегрузок турбина начинает «есть» масло. Смазка просачивается через увеличенный зазор во впускной коллектор и сгорает в цилиндрах.
Чтобы продлить работоспособности турбины часто используют турбо-таймер. Благодаря этому устройству мотор еще работает некоторое время после выключения зажигания. Этого времени должно быть достаточно для остывания деталей турбонаддува.
Возможные поломки турбины
Поломки, связанные с попаданием посторонних частиц
Повреждения, которые появились в результате проникновения посторонних предметов через компрессор или корпус турбины, хорошо заметны на крыльчатке компрессора и крыльчатке турбины.
Использовать компрессор, крыльчатки которого повреждены, категорически запрещено, так как подобные повреждения приводят к дисбалансу ротора, а это может повлечь за собой разрушения турбокомпрессора и в дальнейшем к весьма серьезной поломке мотора.
Недостаточная подача масла
Причинами недостатка подачи масла могут быть следующие факторы:
- неквалифицированный монтаж турбокомпрессора;
- засорена либо повреждена трубка, подающая масло;
- длительный простой мотора;
- недостаточный уровень масла в картере, либо его полное отсутствие;
- низкое давление масла по причине неисправностей в системе смазки;
- при смене масла новый масляной фильтр не заполнился маслом (чтобы создать давление, необходимо «прокрутить» мотор);
- старт двигателя при не полностью заполненных масляных каналах;
- герметик может попасть в маслоподающие каналы, и тем самым способствует ограничению или блокировке подачи масла.
Возможные поломки из-за загрязненного масла
Как правило, это глубокие царапины на валу и подшипниках. Чтобы исключить такие повреждения, необходимо применять только высококачественные масла и фильтры, рекомендованные производителем.
Стоит отметить, что масло и фильтры нужно менять не только при прохождении регламентных техосмотров, но и при смене турбокомпрессора.
Возникновение повреждений может происходить по следующим причинам:
- грязь, попавшая в процессе проведения сервисных работ;
- используется забитый, поврежденный либо низкокачественный масляный фильтр;
- износ двигателя;
- используется масло с пониженными смазочными характеристиками;
- вышел из строя перепускной клапан фильтра.
Карбоновый налет
Налет образовывается по двум причинам: выключение двигателя сразу после остановки транспортного средства либо повышенная температура выхлопа.
Жар, который исходит от турбины, попадает в корпус подшипника, вследствие чего происходит карбонизация масла, в системе подшипников образуются отложения. Как правило, больше всего уязвим подшипник (ближний к турбине) и вал (в районе маслоупорного кольца).
Основные причины карбонизации масла:
- низкое качество масла;
- выключение двигателя после остановки;
- проблемы с топливной системой;
- утечки выхлопа и воздуха;
- нерегулярная замена масла.
О техническом обслуживании
Требования, выдвигаемые к маслу, для таких двигателей, разумеется, более жесткие, соответственно, это тоже сказывается на его стоимости. Но периодичность ТО у авто с турбиной обычно меньше, нежели у атмосферников.
Важно правильно подбирать масло под конкретный тип двигателя – это позволит увеличить его моторесурс в два раза. Фильтры (масляной и воздушный) должны проверяться согласно рекомендациям производителя, а при условии эксплуатации автомобиля на пыльных дорогах еще чаще.
- При запуске двигателя нужно подождать примерно одну минуту, чтобы он поработал в таком режиме. Рабочее давление создается всего за несколько секунд, но этого достаточно лишь для того, чтобы разогнать движущиеся части турбины. В эту минуту рекомендуется не газовать, иначе вы заставите турбину вращаться на высоких оборотах при ограниченной смазке, а это приведет к скорой поломке турбокомпрессора.
- Сразу после запуска мотора рекомендуется ехать на малых оборотах и не перегазовывать.
- После интенсивной езды необходимо дать остыть мотору примерно 3–5 минут, и после этого его можно глушить. Турбокомпрессор работает на высоких оборотах (100–250 тыс.) и в условиях высокой температуры. Если сразу выключить зажигание, переходный процесс и перепад температур в турбине будет слишком резким, а это сокращает эксплуатационный срок турбокомпрессора.
- Не рекомендуется слишком долго (более 30 мин.) оставлять двигатель работающим в холостом режиме.
- Необходимо следить за качеством масла и фильтров, а также проводить замену в соответствии с регламентом.
- Периодически проверять уровень масла и восполнять его при необходимости.