Турбоямой (турбо-лагом) автомобилисты называют специфические ощущения во время управления автомобилем, вызванные низкой эффективностью двигателя при малых оборотах турбины. Появляется этот эффект как на автомобилях с бензиновыми двигателями, так и на дизельных, если они оснащены турбиной.
Что представляет собой турбояма двигателя?
Коротко можно сказать, что турбояма является провалом во время набора оборотов двигателя, вызванным инерцией турбины. В этом случае водитель жмет на газ, но машина ускоряется не сразу. В результате из-за турбоямы в разгоне автомобиля происходит скачок. Попытаемся разобрать этот эффект подробнее.
Мощность двигателя при подаче большого количества горючего увеличивается. Если увеличивается только подача горючего, появляется эффект его неполного сгорания что находит свое отражение на падении мощности двигателя. Это объясняется тем, что для полного сгорания бензина/дизеля не хватает кислорода. Именно с целью устранения этого «кислородного голодания» двигателя и был создан турбокомпрессор, благодаря которому увеличенная порция топлива сопровождается подачей дополнительного количества атмосферного воздуха.
Авто турбина является двумя закрепленными на общем валу крыльчатками, которые находятся в отдельных камерах герметично отделенных друг от друга. Поступающие к одной из крыльчаток выхлопные газы двигателя, заставляют ее вращаться. И поскольку вторая крыльчатка жестко связана с нею, то вращаться начинает и она, захватывая свежий воздух, который таким образом подается в цилиндры двигателя.
Как происходит турбояма?
Турина способна раскручиваться свыше 150 тыс. об/мин. И чем больше выхлопных газов будет подано на крыльчатку турбины, тем выше будут ее обороты. Следовательно, она будет нагнетать большее количество свежего воздуха.
Чтобы можно было ограничивать набор оборотов турбины, устанавливается перепускной клапан, который сбрасывает часть давления отработанных газов и тем самым уберегает двигатель от так называемого «разноса». Но здесь есть и один существенный недостаток: водитель начинает ожидать ускорения при любом нажатии на газ.
В итоге приходит следующее. Машина движется с небольшой скоростью, и ее двигатель тоже работает на небольших оборотах. Когда в дороге возникает необходимость ускориться, водитель резко жмет на газ, однако ничего не происходит. По сути дела, это и есть турбояма, которая вызывается задержкой турбины.
После того как будет нажата педаль акселератора, в цилиндры поступает горючее, которое должно сгореть и только после этого к крыльчатке турбины начинают поступать отработанные газы. Обороты крыльчатки начинают увеличиваться, турбина подает больше воздуха в цилиндры двигателя и происходит ускорение.
Каким образом можно избавиться от турбоямы?
Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта, искать замену турбины нецелесообразно (в первую очередь потому, что это довольно затратно). От турбоямы проще и дешевле избавиться, если изменить работу двигателя прибегнув к чип-тюнингу. В процессе оного, специалистами изменяются настройки в блоке управления и задаются требуемые параметры. Чип-тюнинг можно сделать практически на любую машину, независимо от того какой у нее двигатель (бензиновый или дизельный).
Второй метод избавления от турбоямы более эффективен и к тому же еще менее затратен. Для этого нужно установить пауэрбокс, который подключается к топливному датчику. Пауэрбокс позволяет, в зависимости от поступающих сигналов, изменить режим работы мотора.
Инженеры решили проблему с эффектом турбоямы, применив турбину с изменяемой геометрией, а также применением второго, аккумулирующего воздух компрессора или же второй, но уже механической, турбины.