Автолюбители считают, что самым важным при выборе музыкальной системы является головное устройство. Как правильно выбрать акустику для своего автомобиля?
Самая простая акустика рассчитана только лишь на создание минимального «звукового фона» в салоне. Отчасти это оправдано, ведь если водителю достаточно послушать радио, то дополнительные возможности будут лишней тратой денег. Скорее всего, для таких нехитрых задач хватит обычных широкополосных динамиков. Диапазон воспроизводимых ими частот не способен воспроизвести ни глубоких басов, ни по настоящему высоких частот, однако у тех, кто не слишком требователен к музыке, это не вызовет особого отвращения. Стоит отметить, что в большинстве машин подобные динамики устанавливают уже на заводе.
Виды автомобильной акустики
Ниже приведем примеры нескольких основных типов акустических систем для вашего авто.
Коаксиальная акустика
Следующей ступенькой на лестнице цен на акустику является коаксиальная акустика. Такая конструкция состоит из нескольких динамиков. Каждый из динамиков «отвечает» за свой собственный диапазон воспроизведения. Для «разделения» электрического сигнала используются кроссоверы (специальные фильтры). Причем у более качественных моделей, кроссовер может находиться в отдельном корпусе, тогда как на более простых моделях, порой и вовсе обходятся самым простым фильтром (конденсатором) на корпусе динамика. В целом, можно сказать, что звучание акустики в немалой степени будет зависеть от того, насколько правильно подобраны компоненты фильтра.
Явным преимуществом коаксиальных динамиков перед широкополосными является значительно больший охват полосы воспроизводимых частот. Основной «средой обитания» коаксиальной акустики являются те же самые штатные места, хотя самых дорогих представителей коаксиального «племени» можно повстречать и в довольно серьезных проектах – с подиумами и прочими премудростями.
Компонентная акустика
Следующей, более дорогой и более качественной ступенью акустической пирамиды является компонентная акустика, которая наиболее популярна среди тех автомобилистов, которые предъявляют к звуку достаточно высокие требования. Диапазон воспроизведения компонентной акустики, так же как и у коаксиальной, разбивается на несколько частей. Так же как и в предыдущем варианте, здесь используются кроссоверы, однако динамики выполняются по отдельности, а не в единой конструкции, как у «коаксиалов».
В результате компоненты уже не являются друг для друга помехой, как случается в тех случаях, когда высокочастотники стоят на пути, по которому распространяются волны низкочастотников или наоборот. У компонентной акустики есть и существенный недостаток по сравнению с коаксиальной. Если последняя звучит из одной точки, то компонентная будет играть так, как она будет установлена.
Важную роль в формировании «сочного», богатого звука выполняет высокочастотный динамик. Благодаря тому, что он имеет небольшие размеры, его положение достаточно легко варьировать, и если его расположение будет удачным, то можно будет создать впечатление, будто вся акустика находится на потолке. Как ни крути, а слушать музыку доносящуюся «из-под ботинок» не очень приятно.
Сабвуфер или динамики 6х9?
Для воспроизведения глубокого баса (самых низких частот) потребуются динамики, имеющие большую площадь диффузора. Подобная зависимость во многом напоминает хорошо известное каждому автомобилисту правило: в большинстве случаев мощность автомобильного мотора пропорциональна его рабочему объему. Следовательно, чтобы воспроизвести нормальный бас, потребуются хотя бы 16-17-саниметровые динамики. И это самый минимум: для того, чтобы воспроизвести самые низкие частоты потребуются что-то более мощное, а уж о вариантах в 10 и 13 сантиметров можно даже и не говорить.
Практически все динамики, работающие в районе низко- и среднечастотного диапазона, обладают и конкретным акустическим оформлением, или проще говоря – ящиком. Ситуация с ними во многом напоминает ситуацию с амортизаторами и пружинами в машине, только в данном случае роль амортизаторов на себя принимает объем ящика. Например, динамики размером 6х9 дюймов довольно хорошо воспроизводят басы и желание поместить их в переднюю дверь выглядит вполне разумным.
Однако, именно здесь автомобилиста подстерегает, связанная с объемом на который играют динамики, неприятность. Дело в том, что «овалы», как правило, вставляются в заднюю полку и это будет работой «на объем багажника», который со своим объемом в сотни литров можно считать бесконечно огромным, тогда как дверь имеет объем раз в 10 меньше, чем у багажника, и, соответственно, будет уже «ящиком». Так что не стоит удивляться, если необходимого баса ее будет.
Что касается динамиков с размерами в диапазоне от 10-ти до 16-и сантиметров, то они в основной своей массе рассчитаны на объемы, которые соответствуют объемам двери или даже меньшим. Хотя наряду с общей тенденцией для таких динамиков, встречаются и исключения. Кстати, рекомендации относительно объема очень часто можно либо отыскать на коробке, либо определить самостоятельно с помощью параметров Тиля-Смола.
«Автомобильная музыка» сейчас пользуется большим спросом и привлекает к себе большое внимание. Но нередко для того, чтобы достичь и в самом деле потрясающего результата, автомобилисту-меломану приходится выкладывать сумму, которая даже превышает стоимость самого авто.
Никогда не бойтесь экспериментов, и всегда слушайте то, что намерены приобрести.