Даже привыкшие к систематическому «затягиванию гаек» автомобилисты заволновались после анонса столичных властей о намерении штрафовать с помощью видеокамер водителей, использующих телефон или (и) не пристегнувшихся ремнем безопасности.
В помощь призваны нейросети, которые с высоким качеством научились распознавать такие нарушения. Эксперимент по отладке технологии, оказывается, проводился с начала года, но письма счастья нарушителям не рассылались. Сейчас Центр организации дорожного движения рапортует о готовности приступить к эксплуатации систем в штатном режиме. Представители даже поясняют некоторые детали технологии.
Декларируется, что все сомнения будут разрешаться в пользу нарушителя. Впрочем, отмашки на запуск системы еще не дали, но автомобилистам, видимо, предлагается начинать бояться уже сейчас. Напомним, штраф за непристегнутый ремень — 1000 рублей, а за использование телефона без «хэндс-фри» — 1500 рублей. При этом закон оставляет возможность оплатить половину суммы в двадцатидневный срок с момента вынесения штрафного постановления.
Даже 85 тысяч нарушений этого вида, попавших в официальную статистику ГИБДД в прошлом году, по большому счету, обнажают лишь верхушку айсберга. Причина в том, что до сегодняшнего дня поймать нарушителя можно было только если факт разговора по телефону инспектор ДПС лицезрел воочию. Да и этого не всегда было достаточно с точки зрения формирования доказательной базы — уж больно тяжело обосновать, что водитель использовал телефон по прямому назначению, то есть для разговора или написания сообщения.
Так ли опасно использовать телефон за рулем?
Да, и все дело в отвлечении внимания. К сожалению, развитие технологий, вопреки заверениям автопроизводителей, лишь усугубляет ее. Механизм влияния на безопасность движения достаточно сложный и состоит из трех основных составляющих.Первая — аудиовизуальная, она заключается в том, что водитель вынужден сосредоточить зрительную и слуховую функции на коммуницировании с собеседником. Вторая — мануальная: приходится отрывать руки от руля и других органов управления, чтобы найти в памяти аппарата нужного абонента и связаться с ним. Наконец, третья составляющая, самая значимая — это когнитивное отвлечение.
В процессе общения мы вынуждены задействовать мыслительные процессы в ущерб непосредственной задаче — управлению транспортным средством. Если же речь идет не просто о телефонном разговоре, а написании сообщений, в том числе для соцсетей, ситуация становится и вовсе аховой. В сухом остатке имеем высокую аварийность и смертность. Зарубежные эксперты винят отвлечение внимания, в том числе на гаджеты, в каждой пятой аварии. Всемирная организация здравоохранения приводит результаты исследований, согласно которым разговор по телефону увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза, а написание сообщений — в двадцать раз!
Штраф придет, даже если смартфон используется как навигатор?
Да, ведь камера распознает нарушения не только тогда, если телефон находится у уха. Даже нахождение телефона в руках будет расцениваться как признак нарушения вне зависимости от того, разговаривает ли автомобилист по телефону или пишет сообщение.Если вам надо покупать полис ОСАГО, то совсем не обязательно ехать в страховую компанию, стоять в очереди и общаться с менеджерами. Опыт показывает, что проще (и даже дешевле!) купить электронный полис. К тому же, сейчас есть специальные сервисы, которые позволяют сравнивать цены у всех крупных страховщиков и искать самый дешевый вариант. Иногда можно сэкономить тысячу рублей! Или даже полторы.